Глазами болельщика: Финал.




Пилот, набравший наибольшее количество очков по итогам сезона, становится чемпионом мира. Важно именно число очков, а не побед, поулов или быстрейших кругов – эти данные для статистики.

* * *

Верите ли вы в карму? В 2008 году Льюис Хэмилтон завоевал чемпионский титул несмотря на то, что выиграл меньше гонок по ходу сезона, нежели его главный конкурент Фелипе Масса. Антифанаты Хэмилтона были вне себя от распирающей их злости. Здравомыслящих людей удивить было сложнее: ситуация, когда пилот, чаще других поднимавшийся на верхнюю ступеньку подиума, в итоге не становился чемпионом, была далеко не нова. Сэр Найджел Мэнселл вам подтвердит. К тому же, разница в чемпионате между главными претендентами на титул перед заключительной гонкой была достаточно велика (Хэмилтон опережал Массу на 7 очков, за победу же присуждалось только 10). В противном случае, Льюис был бы более мотивирован на борьбу. Другими словами, в той гонке только сам Льюис мог лишить себя чемпионского титула.

В 2016 ситуация повторилась с точностью до наоборот. Хэмилтон проиграл чемпионский титул, несмотря на большее, чем у его главного соперника, число побед. После успеха в Японии Росберг знал, что в оставшихся 4 Гран При сезона ему достаточно регулярно приезжать позади Хэмилтона, чтобы стать чемпионом. В каждой гонке, немец говорил, что настроен на победу, но, по сути, не сильно упирался и ни разу не выглядел расстроенным, поднимаясь всего лишь на вторую ступеньку подиума. Другими словами, в Абу-Даби только Нико мог лишить себя чемпионского титула.

Если карме вы предпочитаете проклятия, то давайте вспомним венгерское проклятие. Последним пилотом, которому удалось победить на Хунгароринге и завоевать чемпионский титул в том же году был Михаэль Шумахер на Ferrari в далёком уже 2004. С тех пор никому не удалось повторить это достижение. Хэмилтон выигрывал на Хунгароринге в 2007, 2009, 2012, 2013 и… 2016. В чемпионские сезоны Льюису всегда что-то мешало добиться успеха в Венгрии, то покрышка лопнет, то что-то в машине сломается, то сам с трассы вылетит.

Наконец, если вы верите в усердную работу, а все суеверия и предсказания оставляете фантастам, то в этом случае Нико Росберг лучше справился со своей работой в этом году. Немец провёл великолепный сезон, добившись успеха как на трассе, так и за её пределами. Психологический фактор, возможно, сыграл даже большую роль в успехе Нико, ведь Хэмилтон не просто феноменально быстрый и очень талантливый гонщик, он ещё и великолепный интриган (тут достаточно вспомнить события на Гран При Венгрии 2007 или в Спа в 2014). Для победы над Льюисом Нико недостаточно было просто быстро пилотировать свой Mercedes, нет, ему надо было делать что-то иное, вести игру по своим правилам, а не на условиях Хэмилтона. Росберг обо всё этом знал не понаслышке, и в этом году он был готов к любому повороту сюжета. Нико был быстр, пусть и не всегда, Нико был сконцентрирован на каждой гонке в отдельности, не позволял сбить себя с намеченного курса, не терял самообладания и силы духа. Даже после весьма и весьма противоречивого столкновения в Испании Росберг не снизил обороты, не поддался на скандальные истории в СМИ и многочисленные однотипные “допросы” журналистов. И он прекрасно всё просчитал в конце чемпионата.

Хэмилтон не проиграл титул в Малайзии. У истории нет сослагательного наклонения, все эти “если бы” – не более, чем глупая игра. Если бы Хэмилтон выиграл на Сепанге, если бы Феттель не врезался в Росберга там же на Сепанге, если бы Боттас не врезался в Хэмилтона в Бахрейне, если бы Росберга не оштрафовали в Германии, если бы два Mercedes не столкнулись в Испании, если бы Хэмилтон не разбил болид в квалификации в Баку, если бы Росберг не пропустил Хэмилтона в Монако по первому же “звонку” из боксов. Слишком много “если бы”. На f1fanatic.co.uk есть хорошая статья, в которой анализируются все технические неполадки, с которыми столкнулись пилоты Mercedes в этом году. А если бы этих неполадок не было? А если бы их было больше? Проблемы с надёжностью техники – это одна из составных частей автоспорта. Увы, но это так. Если же вы любите ностальгировать по “старым добрым дням”, о, в те времена судьбу чемпионата не раз решала какая-нибудь банальная поломка техники. Нужно время, чтобы события можно было оценивать объективнее.

“Чемпионаты не выигрывают, благодаря удаче. Нико выиграл чемпионат сегодня, он заслуженный чемпион. Не будем забывать про те сезоны, когда болид Нико ломался чаще, чем у Льюиса, это всего лишь гонки”.

В Абу-Даби Льюис не сделал ничего противозаконного, в частности на последних кругах гонки. Да, его тактика ведения боя может показаться некоторым болельщикам неспортивной и даже грязной, но давайте признаем, что британец действовал очень умно. Он знал, что одной только победы в гонке для завоевания титула ему недостаточно, и он был в том положении, когда своими непосредственными действиями мог повлиять на исход гонки, или на позицию Росберга. Хэмилтон пилотировал ровно настолько быстро, чтобы его соперник не мог приблизиться к нему на расстояние атаки, воспользоваться DRS. В то же время Хэмилтон пилотировал и настолько медленно, чтобы другие пилоты могли догнать Росберга и, возможно, опередить немца. На последних кругах все мы увидели настоящий саспенс, которым мог бы гордиться сам Альфред Хичкок!

“Я спортсмен, нет, я бы так не поступил. Простите, но это неправильно”.

“Льюис был великолепен. Он делал всё идеально. Он атаковал на первом секторе, чтобы я не приблизился к нему в тех местах, где можно было бы провести обгон, а затем сбрасывал скорость на оставшихся [секторах]. Так что всё было очень напряжённо”.
/Нико Росберг/

Нет ничего неспортивного в том, что пилот едет небыстро. Всё всегда зависит от угла восприятия ситуации и, увы, от действующих лиц. В 1992 на узких улочках Монте-Карло Айртон Сенна на McLaren вот так же сдерживал Найджела Мэнселла на куда более мощном Williams. Айртон выиграл, пилотируя небыстро и оттормаживая своего соперника, где только можно и где нельзя. И та гонка считается классикой, действиями Сенны восхищаются до сих пор. В 2010 вновь в Монако бразилец Энрике Бернольди на слабеньком Arrows долгое время сдерживал на трассе Дэвида Култхарда на могучем McLaren. И уже гораздо меньше людей были впечатлены действиями этого бразильца, а меньше всех, Рон Деннис и сам Култхард. Большинство посчитали, что Бернольди просто испортил шотландцу гонку, выставил себя идиотом и всё такое прочее. Так что всё относительно.

* * *

Пару предложений о других событиях Гран При Абу-Даби. Я считаю, что Дэн Риккиардо и Red Bull упустили реальный шанс на победу в гонке. Не стоило австралийцу так рано заезжать на первый пит-стоп, надо было рисковать, делать что-то отличное от всех остальных. Тем более, что и резина на его Red Bull была правильная для рисковой стратегии. В чемпионате для него и для команды уже всё было решено, непонятно, почему именно в такой ситуации они решили действовать консервативно?

Force India провела великолепный сезон, заслуженно завершив его на высоком 4 месте в Кубке Конструкторов. Для незаводской, весьма скромной по бюджету и располагаемому персоналу команде это потрясающий результат. В следующем сезоне команде Виджея Мальи будет непросто хотя бы повторить этот результат: новые правила, пилот-дебютант (по сути). С другой стороны коллектив из Сильверстоуна практически каждый сезон начинает ни шатко, ни валко, но к середине года они выходят на пик формы и устремляются в погоню за лидерами.

P.S.
Увы, мы никогда не узнаем, сменил бы в следующем году Нико Росберг свой #6 на чемпионскую Единицу...






0 comment(s):

Post a Comment

 
Copyright 2010 субъективные заметки о королевских гонках. Powered by Blogger. Login Blogger Template create by tamikas